Учимся правильно наводить резкость, чтобы не упустить хороший момент
Резкость фотографии — один из главных параметров, по которому мы ее оцениваем. Нам не нравятся размытые или смазанные снимки, их мы обычно без сожаления удаляем. Правда, рассматривая фотографии, вы, наверное, обращали внимание, что снимки бывают испорчены по-разному, смазанным может оказаться все изображение или его часть. Причин у этого явления несколько, и давайте их рассмотрим по порядку.
Резкость фотографии — один из главных параметров, по которому мы ее оцениваем. Нам не нравятся размытые или смазанные снимки, их мы обычно без сожаления удаляем. Правда, рассматривая фотографии, вы, наверное, обращали внимание, что снимки бывают испорчены по-разному, смазанным может оказаться все изображение или его часть. Причин у этого явления несколько, и давайте их рассмотрим по порядку.
Причины появления нерезких фотографий
Одна из основных причин некачественных фотографий — так называемая «шевеленка». Это когда камера или объект двигались во время экспонирования светочувствительного сенсора или материала.
Если все изображение получилось смазанным или оно сдвоенное то, скорее всего, фотокамера шевельнулась в момент нажатия кнопки спуска. Это становится особенно заметно, когда делаешь снимок в условиях низкой освещенности и приходится использовать длинную выдержку. Чтобы получить резкий снимок в подобных условиях, можно:
- Увеличить значение светочувствительности, если вы пользуетесь цифровой камерой или использовать пленку с высоким значением светочувствительности;
- Установить камеру на штатив, это обеспечит неподвижность при срабатывании затвора. Но при этом спуск нужно осуществлять с помощью фотографического тросика или пульта. Если они отсутствуют, то тогда лучше автоспуском;
- Воспользоваться встроенной или внешней вспышкой,
- Научиться правильно держать камеру. Если вы снимаете зеркальной камерой, нужно надежно зафиксировать камеру во время съемки. Держим крепко камеру правой рукой, левой рукой поддерживаем снизу и упираем в лоб, создавая три точки опоры. Также прежде, чем нажать на спуск, принимаем устойчивую позу. Если это станет для вас привычкой, то вы сможете снимать на более длинных выдержках.
- Использовать разные естественные и искусственные упоры. Например, это может быть ствол дерева или стена. Вы можете для упора использовать спинку стула или парапет балкона. Это обычно выручает, когда с собой нет штатива;
- Нажав спуск, не опускайте сразу камеру, некоторым фотокамерам и смартфонам нужно дать время, чтобы они навелись на резкость и сделали снимок.
Бывает и обратная ситуация, когда вы обеспечили неподвижность камеры, но объект оказался смазанным из-за высокой скорости движения. Тогда вам нужно использовать более короткую выдержку или попытаться снять в другом ракурсе. Если вы снимаете объект, который движется параллельно фокальной плоскости, то нужна более короткая выдержка, чем когда он движется на вас или под углом. Для сохранения резкости двигающегося мимо вас объекта можно использовать прием «съемка с проводкой». Это когда вы как бы проводите камеру параллельно объекту и в этот момент фотографируете. Тогда объект остается резким, а фон получается смазанным. Также качество изображения может ухудшиться из-за вибрации камеры во время поднятия зеркала и срабатывания затвора. Это достаточно редкая причина, но ее стоит учитывать, если вы снимаете зеркальной камерой.
Остальные причины нерезкости фотографий связаны с неправильной наводкой на резкость или проблемами в работе оптической системы фотоаппарата.
Независимо от того, пользуетесь вы автофокусом или наводите фокус вручную, наводите резкость по главному объекту съемки. Достаточно часто начинающие фотографы, снимая двух людей, случайно наводят резкость на фон позади них. Чтобы этого избежать, сначала наведите резкость на одном из объектов, а потом кадрируйте. Если камера автофокусная, то проверьте, какой режим автофокуса установлен. Если установлен следящий автофокус, то переключите его в режим одиночного.
Если вы снимаете композицию из нескольких объектов и вам нужно, чтобы они все были резкими, необходимо убедиться, что они все находятся в резко изображаемом пространстве объектива. Во многих зеркальных камерах есть возможность закрыть диафрагму до рабочего значения и убедиться, что все нужные объекты резкие. Если это не так, то вам нужно увеличить значение диафрагмы. Наводить резкость нужно по ближайшему объекту к фотоаппарату.
Бывает так, что вы навели резкость на один объект, а резким получился совсем другой или все снимки получились размытыми. Скорее всего, это вызвано проблемами в оптической системе объектива и корпуса фотоаппарата. Чтобы проверить правильность работы автофокуса, достаточно сфотографировать страницу текста, на которой провести линию, по которой будете наводить резкость. На контрольных снимках вы увидите, куда фокусируется объектив. Чтобы избавиться от данных проблем, вам нужно обратиться в сервисный центр или к квалифицированному мастеру. Также резкость фотографий снижает загрязнение на линзах объектива. Чтобы это не происходило, стоит приобрести специальные чистящие наборы для оптики. Ни в коем случае нельзя использовать для очистки линз этиловый спирт и растворители. На линзы фотоаппарата нанесено специальное многослойное просветление, если вы его смоете растворителем, то объектив или фотокамеру можно будет только выкинуть. Если сомневаетесь, лучше очистите переднюю линзу объектива просто мягкой салфеткой из микрофибры.
Остальные причины нерезкости фотографий связаны с неправильной наводкой на резкость или проблемами в работе оптической системы фотоаппарата.
Начинающие фотографы стремятся получить идеально резкие снимки, позже, когда приходит опыт, они начинают понимать, что можно создать дополнительный акцент на объекте съемки, размыв фон, или передать скорость и динамику за счет смазанности. Многие фотографы специально добиваются эффекта размытия, используя длинную выдержку, когда снимают поток воды. Или во время ночной съемки добавляют эффектности снимку за счет линий от фар движущихся автомобилей. Также вы можете повысить экспрессию снимка, если рука оратора будет слегка смазана во время жестикуляции.
Как видите, нерезкость может испортить снимок, а может придать дополнительную художественную выразительность.