Макросъемка: Учимся снимать мелкие предметы – крупно.
Макросъемка по-новому открывает перед нами привычный мир растений, насекомых и всех природных процессов. Фотографии, снятые крупным планом, позволяют взглянуть по-другому на известные и понятные явления.
Макросъемка по-новому открывает перед нами привычный мир растений, насекомых и всех природных процессов. Фотографии, снятые крупным планом, позволяют взглянуть по-другому на известные и понятные явления. Перед зрителем оказывается масса увлекательных необыкновенных элементов, которые незаметны невооруженному глазу. Макро-снимки способны вызвать бурю эмоций, начиная с восторга от странного мира, в котором оживают капельки воды на лепестках цветов, и заканчивая страхом и ужасом при взгляде на восемь увеличенных паучьих глаз.
Независимо от того, что является объектом макросъемки, такая фотография вызовет интерес у каждого фотографа. Но, зачастую, попробовав один раз, многие отказываются от фотографирования мелких предметов крупно, поскольку осознают сложность этого жанра. С первого раза получить снимок, который выглядит так же классно, как в Интернете, не получится. Но попробовать свои силы в решении этой задачи, безусловно, стоит. Главное — знать правила макросъемки, которым нужно неотступно следовать. Именно об этом мы вам и расскажем.
Оптика для съемки с малого расстояния
Снимать красоту малых форм можно и обычной цифромыльницей. Для этого в таких фотоаппаратах есть соответствующий режим. В основном его обозначают цветочком. При установке режима Макро увеличивается диафрагма и вы можете фотографировать предметы, расположенные близко к объективу. Макро-режим обеспечивает четкую разницу между самим объектом, который выглядит резко, и фоном, который, наоборот, получается размытым. Возможности объектива в режиме Макро на обычной мыльнице довольно высоки, что позволяет добиться максимального ощущения миниатюры.
Более удобным для создания снимков мелких предметов все же является зеркальный фотоаппарат. Чтобы объект фотосъемки получился резким, в длиннофокусном объективе нужно усилить глубину резкости. Для этого существует режим, контролирующий диафрагму — Av (А). Если вы хотите, чтобы объект в кадре получился резким, а фон размытым, — выберите открытую диафрагму. Если же вам нужно, чтобы все что попало в кадр, было четким, — выставляйте закрытую диафрагму.
Основные правила макросъемки
Принцип макросъемки заключается не столько в увеличении скрытых от человеческого глаза объектов, сколько в сохранении пропорций и гармонии. Фотосъемка мелких объектов призвана к тому, чтобы можно было детально рассмотреть маленький предмет, растение или живое существо. В макрофотографии много сторонних факторов, влияющих на качество снимка. Например, насекомое может пошевелиться, порыв ветра унести пушинку с одуванчика, может появиться дрожь в руке фотографа. Чтобы исключить малейшее абсолютное смещение объекта или фотокамеры, необходимо:
- Находиться на уровне с миниатюрным объектом. Чаще всего для этого нужно опуститься на колени или лечь на землю. Зато так вы будете на одной линии с предметом макросъемки.
- Брать во внимание композицию. Чем целостней получается кадр, тем он ценнее. Снятая максимально близко бабочка будет интересна только как фотография в учебник по биологии. А вот та же самая бабочка на размытом фоне цветущего луга наделяет фотографию художественными качествами. Более подробно, о создании эффектных композиционных снимков читайте в нашей статье Поговорим о композиции в фотографии.
Совет: если вы используете искусственный фон при макросъемке, то учтите, что для фотографируемого объекта теплого оттенка необходим холодный фон и наоборот.
- Стабилизировать изображение в кадре и устранить дрожание камеры. Даже, если ваш объектив обладает встроенной стабилизацией, максимально четкие снимки получаются исключительно практическим путем. Смягчить проблему стабилизации и дрожания фотокамеры поможет штатив. Жесткая фиксация фотоаппарата стопроцентно помогает получить четкое изображение объекта. Правда, для макросъемки насекомого во время полета применить штатив не получится. В этом случае используйте внешнюю вспышку. Она «замораживает» предмет макросъемки во время движения.
- Следить за фокусировкой. Макросъемка требует точности. Чтобы полностью контролировать четкость изображения, используйте ручную фокусировку. Она позволит вам, не прибегая к дополнительной регулировке композиции, контролировать и настраивать точку фокусировки. Если у вас не получается вручную настроить фокусировку, то сделайте большое количество кадров. Один из дублей обязательно будет в фокусе.
- Много света. Для макро света требуется больше, чем для других жанров фотосъемки. Поэтому фотографируйте со вспышкой. Она компенсирует недостаточную освещенность. А чтобы получить ровный мягкий свет без резких теней используйте принципы портретной съемки.
Совет: если ваш фотоаппарат не позволяет сделать макро изображение крупнее, то приставьте к объективу камеры линзу от старого пленочного объектива или лупу большой кратности.
Кроме технической части макросъемки, важно понимание красоты макромира:
- Делайте фактурную съемку. Например, фотографируйте цветы или листья деревьев на просвет. Подсветите цветок или лист сзади, и тогда станут видны все прожилки.
- Устройте «засаду». Выбрав красивый цветок, подождите, пока на него сядет пчела или божья коровка. Такой макроснимок получается очень интересным.
- Выходите на «макрофотоохоту» в солнечный день. Яркий свет станет надежным помощником. Вас не будет отвлекать плохая освещенность. А «модели», прогретые солнцем, предстанут пред вами во всей красе.
- Красивые макрофотографии получаются после летнего дождика или тумана. Букашка возле искрящейся капли росы станет украшением вашего фотоархива.
- Узнайте как можно больше об объекте макросъемки. Тогда вам не придется лазать в траве на коленях в поисках жука-рогача. Зная среду обитания вашей «модели» и способы ее привлечения с помощью приманок, вы сосредоточитесь исключительно на процессе макросъемки, а не на поиске.
Макросъемка под силу каждому, кто готов принять собственные законы макромира и не нарушить при этом гармонию малых форм.